Главная В избранное    

Национальная Ассамблея Российской Федерации
Об Ассамблее
Список депутатов
Структура Ассамблеи
Первая сессия
Регламенты
Обращения граждан
Новости
Депутатская трибуна
Решения НА
Подготовка Конституции
Голосования Ассамблеи
Конференции
Общественные слушания
Круглые столы
Наши партнеры
Объединенный гражданский фронт Объединенное российское демократическое движение "Солидарность" На самом деле
Обращения граждан

29.05.2013
Свобода, равенство и братство.

17 сентября 2011 года демонстрация в Нью-Йорке под лозунгом "Оккупируй Уолл-стрит!" (или "захвати") привела к невиданным событиям в мировой истории, которые можно определить как репетицию мировой революции. Причем революции нового типа: без нагнетания ненависти, без стрельбы и баррикад.

Сентябрьская демонстрация в Нью-Йорке всколыхнула все развитые страны. "Захватнические" демонстрации состоялись в 950 городах 82 стран мира. В США и в ряде других стран они продолжались несколько месяцев. Во многих городах протестующие жили в палатках на площадях или в парках. И, за исключением демонстрации в Риме, нигде не вспыхивали беспорядки и силовое противостояние полиции и демонстрантов.

Прокламируемые цели у всех были схожими: контроль над финансовой системой, устранение безработицы и растущего разрыва в благосостоянии элит и рядовых членов общества, равенство всех перед законом. Протестующие требовали также доступного для всех, недорогого образования, среднего и высшего, и всеобщего медицинского страхования.

О том, как всего этого можно достичь, почти ничего не говорилось, и это было главным недостатком протестного движения.

Слоганом демонстрантов стал "Нас 99 процентов". Разумеется, это было преувеличением, но, как показали многочисленные опросы, большая часть населения была недовольна жизнью и разделяла цели демонстрантов.

Америка самая развитая страна мира, но приведу два символичных факта, события из жизни этой страны. В один из первых приездов в Нью-Йорк из Германии, где я работал в центральной редакции "Радио Свобода", мы с женой, гуляя вечером по величественным центральным улицам Манхэттена, отдалились по переулку от очередного авеню на каких-то 50–100 метров. Захотелось посмотреть, что там дальше. И сразу куда-то вдруг пропало яркое освещение, исчезли шикарные витрины и резко возросло количество мусора, картонных коробок… И я вдруг заметил, услышал, понял, что в коробках этих кто-то есть, шевелится, и увидел затем, как в одну из таких длинных коробок, кряхтя, влезает седая пожилая женщина. Стало страшновато, я схватил жену за руку и повлек назад к освещенным улицам и витринам.

Потом я неоднократно попадал в трущобные районы с нагромождением грязных до черноты домов, со ржавыми пожарными лестницами и без клочка зелени. Но вот ярче всего запала в память картина, как пожилая женщина устраивалась ночевать в коробке.

В Европе, особенно в Германии и в Скандинавских странах, таких трущоб нет, но многолюдные "оккупационные" демонстрации проходили и там. "Оккупируй" Берлин, Франкфурт, Осло, Стокгольм и т. д. В Австралии демонстрации шли под лозунгом "Оккупируй Австралию". То есть и там люди выражали свое недовольство жизнью и строем.

Другое событие, характерное для мира, я извиняюсь, капитализма, случилось совсем недавно. В самый разгар борьбы в Конгрессе США против бесконтрольной продажи оружия какой-то пятилетний мальчуган застрелил свою двухлетнюю сестричку. Оказывается, отец подарил ему ко дню рождения настоящую маленькую винтовку, выпускаемую и продаваемую для малышей от 5–6 лет от роду. Я лично услышал о таком чудовищном бизнесе впервые и не предполагал, что такое возможно.

Революции нового типа

Вернемся к главной теме статьи. Поражает, как мало в России уделили внимания историческому значению "захватнических" демонстраций, прошедших почти во всех развитых странах. (Другое дело — падение какого-нибудь каменюки из космоса!)

Но за этим безразличием стоит еще более удивительное явление. Непонимание, что в мире народились революции нового типа, к числу которых принадлежали и "захватнические" демонстрации 2011–2012 годов.

Революции в истории, по мнению независимых и объективных историков, неизбежны в природе классовых обществ, когда эволюционное развитие натыкается на жесткое сопротивление старого уклада жизни и классов, возглавляющих этот уклад и получающих от него выгоду. В этом случае приходится одновременно изменять все механизмы государства и экономики, что и называется революцией.

Но российские интеллектуалы, именующие себя либералами не хотят видеть в этих событиях революций, так как для них любые революции — абсолютное зло, обязательные бессудные убийства, хаос и т. д. и т. п.

Революция нового типа, получавшая название "Пражская весна", произошла в 1968 году в Чехословакии. Эта революция была направлена на свержение тоталитарного режима, навязанного Кремлем и установление кооперативного строя. Вкратце: синтеза групповой собственности трудовых коллективов и свободного рынка.

Следующая подобная революция — свержение в Португалии фашистского режима Антонио Салазара в апреле 1974 года, "революция красных гвоздик", не породившая никакого насилия и хаоса.

Без каких-либо кровавых столкновений прошла и революция против фашистского режима генерала Франко в Испании, начавшаяся осенью 1974 года. Закончилась она в декабре 1978 года установлением демократической конституции. Но экономический строй в обоих случаях оставался прежним — капиталистическим.

В 1980–1981 годах последовала революция нового типа в Польше под эгидой профобъединения "Солидарность". Ее программа была проработана еще лучше, чем у "Пражской весны". Эту революцию активно поддерживало подавляющее большинство поляков: рабочие, интеллектуалы, католическая церковь, крестьяне, которые организовали регулярный подвоз пищи рабочим, занявшим свои предприятия и находившимся там днем и ночью, чтобы преградить путь штрейкбрехерам. Это называлось уже тогда "оккупационной" забастовкой. И эта революция тоже одерживала победу.

Но вновь вышел на сцену "жандарм Восточной Европы". На польско-советской границе была сконцентрирована огромная российская армия. По требованию из Москвы и под угрозой вторжения польские власти решились на силовое подавление революции "Солидарности".

В 1989–1990 годах в Восточной Европе проходит вторая волна революций нового типа, направленных на свержение российского господства, установление демократического строя и восстановление капиталистической экономики. На этот раз все эти революции, охватившие страны от Венгрии до Эстонии, были победоносными. Срыв мирного характера революций имел место лишь в Румынии и в бывшей Югославии.

Но эта серия революций не пошла на установление строя, опирающегося на кооперативную собственность и соответствующий механизм ее развития. Люди в Восточной Европе боялись, что Россия может опять вмешаться, чтобы сохранить свое господство в их регионе, и поторопились перейти под крыло западных стран Европы и США, слиться с ними во всем.

Папа Римский Иоанн-Павел Второй, будучи горячим сторонником кооперативного строя, предупреждал: "Капитализм не должен служить образцом для стран Восточной Европы после падения там коммунистических режимов".

Но и его совету восточные европейцы не вняли. И в 2011 году они тоже вынуждены были попытаться "оккупировать" свои банки, города и страны, чтобы совершить уже антикапиталистическую революцию.

Свобода, равенство и братство. Спасение человечества

В день, когда я писал эту статью, пришло сообщение о выступлении нового Папы Римского, Франциска, перед послами в Ватикане. Папа Франциск призвал политиков мира положить конец культу денег и оказывать более действенную помощь неимущим. "Свободный рынок, — сказал он, — превратился в тиранию, и люди ценятся только как потребители…

Деньги должны служить, а не править".

"Жизнь множества людей в богатых и бедных странах изменилась в последние годы к худшему. Поклонение золотому тельцу приняло новые бессердечные формы, превратившись в культ денег. Люди с трудом выживают в условиях диктатуры экономики, которая не имеет никаких реальных гуманистических ценностей", — заключил понтифик.

Это изменение к худшему также, видимо, стало одной из причин стихийной репетиции мировой революции. Простые люди начали осознавать, что в их жизни по-прежнему нет настоящей свободы, равенства и уж тем более братства.

Если всмотреться в психологию человека, то станет ясно, что три упомянутые выше принципа определяют условия выживания человечества. Люди от всех живых существ отличаются прежде всего тем, что они осознают свою смертность и потому не могут хотя бы подсознательно не испытывать страх перед ее неизбежностью и перед временем, влекущим к ней. И защитить от этого страха могут только две вещи.

Самоутверждение, которое помогает нам через наши достижения обретать смысл жизни и даже виртуальное бессмертие.

И единение с людьми (братство), которое избавляет нас от одиночества. Важнейшая сфера единения — создание семьи, рождение детей. В одиночестве невозможно избавиться от страха возвращения в небытие иначе как с помощью приобретения господства над людьми или их убийства, чем занимались Гитлер, Сталин и иже с ними.

Однако равенство в любом случае, могут возразить иные читатели, невозможно: люди рождаются со способностями разного уровня.

Но в эту ложь сильных мира сего люди сейчас тоже перестают верить. В по-настоящему свободном обществе продукция труда должна быть неприкосновенной собственностью человека, ее вырабатывающего. И если у "способных" не будет права и возможности владеть чужой продукцией, они не смогут владеть и средствами производства. Средства эти будут находиться в коллективной собственности работников, использующих их. Ведь за счет заработка работников эти средства приобретаются и поддерживаются.

Предприятия и учреждения, принадлежащие их трудовым коллективам, уже во множестве созданы на Западе в самых разных отраслях деятельности. В науке, искусстве, образовании, медицине, в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, ну и в промышленности, конечно. И начался этот процесс вскоре после окончания Второй мировой войны. Кооперативы возникали и раньше, но были они еще очень примитивно устроены и потому экономически неэффективны и недолговечны. Нынешние же кооперативы в разы эффективнее и долговечнее частных заведений или акционерных.

Так, кооперативная корпорация "Мондрагон" в Испании, в провинции Басков, не только сама не пострадала во время последнего кризиса, но и вдвое ослабила его негативные последствия во всей провинции. За более чем 60 лет существования корпорации "Мондрагон" только три входивших в нее компаний обанкротились. Сейчас в корпорации состоит около 200 предприятий и учреждений.

Россия и мир у критической черты

История человечества подошла к критической черте. Если кооперативный строй не будет создан и распространен по миру, то человечество может уйти с лица Земли. От голода, эпидемий, ядерной или биологической войны. И земляне должны это понять, как и то, что развитие в нужном, спасительном направлении может идти только через синтез (конвергенцию) определенных принципов капитализма и социализма. Андрей Сахаров неоднократно в течение своей жизни повторял: "Конвергенция социализма и капитализма в конечном итоге единственная альтернатива гибели человечества".

Но если у большинства стран мира есть еще некоторое время на осознание реальности этой альтернативы, то в России, похоже, времени на это остается очень мало. В результате насаждения в России капитализма (с помощью контрреволюции 1991–1993 годов) почти вся созидательная жизнь в стране оказалась придавленной или вообще невозможной. В том числе рухнула почти вся обрабатывающая промышленность и все связанные с нею отрасли экономики, на которых было занято в общей сложности около 80 процентов населения страны. Эти люди потеряли работу по специальности или вообще всякую работу, и началось их бурное вымирание.

По последним данным Росстата, после небольшого перерыва в 2012 году вымирание продолжилось с нарастающей динамикой.

Вымирание населения России, скажу на всякий случай, ничего общего не имеет с возникающими время от времени относительно небольшими сокращениям населения в развитых западных странах, которые затем компенсируются увеличением рождаемости и частично иммиграцией. Бурное вымирание населения в России является результатом ужасающих условий жизни, особенно обострившихся после введения в стране капитализма. Массовая потеря людьми работы по специальности и ликвидация их трудовых накоплений дали толчок эпидемиям алкоголизма и наркомании. По числу химически зависимых Россия твердо занимает первые места в мире. Плюс эпидемии СПИДа и туберкулеза. Интегральное последствие всех этих прелестей жизни — смертельное для страны вымирание. Такое же состояние наблюдается и на Украине, которая была почти также нашпигована индустрией, как и РСФСР.

Власти в России не так давно начали было попытки остановить вымирание, но, увидев, что ничего из этого не получается, решили тратить деньги на потемкинские деревни, олимпийские и научные. А с вымиранием и прочим положились, видимо, на знаменитого российского реформатора — авось.

Что же касается революций, особенно нового типа, то Россия к ним совершенно не готова. Большая часть интеллигенции, враждебно и/или со страхом смотревшая на народ, теперь и замечать его не хочет.

Неслучайно сейчас оппозиция не упоминает Всеобщую декларацию прав человека. У диссидентов-демократов при их появлении в середине 60-х эта декларация была главным документом. Но незадолго до перестройки Борис Хазанов, видный теоретик из команды ведущего "либерала" Кронида Любарского, вырубил гранитные слова: "От одного наследственного недуга она (интеллигенция), по-видимому, исцелилась: от веры в "народ". Мучительный роман русской интеллигенции с народом окончен... она начинает ощущать себя истинным субъектом истории. И если для этой страны (России) осталась какая-то надежда, то эту надежду надо связывать с интеллигенцией".

Этот теоретик не понимает, что интеллигенция, которая не стремится помогать народу, перестает быть интеллигенцией.

Только кооперативная экономика и соответствующая ей демократия способны восстановить в России все капитализмом, а до того и "реальным социализмом" разрушенное, остановить моральную и умственную деградацию и вымирание населения страны. Но шансов на это, повторю, становится все меньше. Союз трудовых коллективов России (СТК), созданный осенью 1990 года, упустил возможность создать партию или движение и прийти к власти.

Сейчас предприятий и институтов, посылавших своих представителей в СТК, уже не существует в природе, и неизвестно, хватит ли силы духа у оставшегося населения объединиться и подняться на защиту своей жизни, достоинства и прав, на борьбу за свободу, равенство и братство.

* Нынешние российские либералы по их взглядам подобны "рехтс-радикалам" (нем.) на Западе, то есть крайне правым.

Вадим Белоцерковский

Публикации раздела: Обращения граждан

30.05.2014 - Разбитые окна
04.04.2014 - Манифест Диалектической партии
29.12.2013 - Образование элиты
23.09.2013 - Герои и общество
11.07.2013 - Что дальше?

К проекту Конституции “Прямой демократии”
Комментарий и предложения о поправках от депутата НА Вадима Кирюхина.
30.05.2014
Разбитые окна
Глобализация и постглобализация: человечество переживает кризис социокосмоса
04.04.2014
Манифест Диалектической партии
Дмитрий Мисюров о теории разрешения противоречий между Востоком и Западом.
29.12.2013
Образование элиты
Александр Неклесса о нематериальных активах нации.
29.12.2013
Воспоминание о будущем
Фото с сайта www.kommersant.ruСергей Черняховский предлагает спасти страну и построить коммунизм.
28.12.2013
Поедим напоследок
Фото из ЖЖ ЯшинаИван Стариков: Сколько исторического времени осталось России?
11.12.2013
Под флагом «евроинтеграции»
Сергей Черняховский: "Те, кто сносил памятник Ленину в Киеве, – варвары почище талибов".
29.11.2013
Повторение пройденного
Игорь Эйдман об очереди за "конфетами" власти и привилегий.
16.11.2013
Мифотворчество
Игорь Эйдман о крепкой связи между силовиками и олигархами.
16.11.2013
Фантастический мир
Евгений Ихлов о перспективе смены путинизма «народным» режимом.
12.11.2013
Деградация и крах российской интеллигенции
Игорь Эйдман об интеллектуальной коррупции.
07.11.2013
Поклонникам сильной руки
Андрей Пионтковский о рецепте лечения государственного фашизма.
29.10.2013
Сон евразийства
Алексей Лапшин: В мировую историю Россия вошла, как самоотверженный борец за справедливость.
© Национальная Ассамблея 2008. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.nationalassembly.info, ссылка на источник обязательна.
Бизнес-материалы