Обращения граждан
20.03.2012
Блеск и нищета "креативного класса"
«Креативный класс». Звучит красиво, загадочно, маняще. Креативный – это творческий, созидательный, кроме того, в английском лексиконе Creator и вовсе - Господь. Многим хочется подобраться к Нему поближе, и ширятся ряды тех, кто причисляет себя к креативному классу.
Увы, пока официально признан у нас только «средний класс», понимаемый, как граждане, имеющие средний доход. Не более 5% россиян ассоциируют средний класс с высокой образованностью и профессионализмом. Платите магазинному охраннику $2000 ежемесячно и он сразу пополнит ряды среднего класса, но не начнет «креативить» . Увы, даже в Концепции развития страны до 2020 года (детище Минэкономразвития) креативность не упоминается, а к среднему классу отнесены граждане строго по материальному цензу: «со среднедушевым доходом свыше шести прожиточных минимумов, а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей» .
Мысль чиновников поясняет политолог Андрей Окара, участник одного из наших круглых столов: «Средний класс определяется, прежде всего, по признаку потребительских способностей его представителей. Можно быть "маленьким человеком" – клерком средней руки, столоначальником, Акакием Акакиевичем, – но с хорошей зарплатой, и считаться средним классом. Но является ли герой гоголевской "Шинели" мотором развития страны? Даже если у него не простая суконная шинель, а дорогая дубленка и еще более дорогая иномарка?»
Копнем-ка глубже – ab ovo, как говаривали римляне. Ровно десять лет назад понятие creative class «запустил» американец Ричард Флорида. «Ядро креативного класса составляют люди, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового творческого содержания», – отмечает этот философ. Подобно тому, как феодальная аристократия идентифицировала себя и свои ценности благодаря наследственному контролю над землей и ее населением, а буржуазия – благодаря роли торговцев и товаропроизводителей, креативный класс идентифицирует себя и свои ценности благодаря роли поставщиков креативности.
Итак, Флорида отводит креативному классу четкую социально-экономическую нишу – как и положено всякому классу (хоть по Марксу, хоть по Веберу). Но почему же сочетание «креативный класс» вошло в России в моду лишь в последние месяцы и ассоциируется с протестами на московских улицах? Социально-экономический смысл понятия полностью искажен смыслом политическим, и такая подмена немало бы повеселила Флориду в далеком университете Торонто.
Ну и где же у нас «креатив»?
Помнится, Шумпетер определял бизнесмена как человека, который пытается преобразовать новую идею или изобретение в успешную инновацию: «Предпринимательство – сила креативного разрушения, действующая на рынках и в производстве, одновременно создавая новые продукты и модели бизнеса. Креативное разрушение обеспечивает динамичный и долгосрочный экономический рост». А у нас предпринимателями называют всех: кто торгует на рынке вещами, сдает квартиры и офисы в аренду, а также продает шаурму в ларьке и так далее.
«А кто креативный класс? Весь офисный планктон?" – удивляется режиссер Станислав Говорухин. –
Публицист Юрий Сапрыкин иронизирует: «Предвыборные уличные акции настолько увлекательны сами по себе, что непонятно, должна ли у них быть какая-то цель».
Любопытно, что размывают протестное движение по-настоящему талантливые Каспаров с Лимоновым, выдающийся шахматист и сильный писатель. Обоих нестерпимо раздражает мелкотравчатость коллег, лишенных творческого начала: ни у кого нет подлинного Проекта, ни за кем не пойдет народ.
Нужен креативный класс, а не его имитация. Экономист-практик Андрей Шаронов, знающий о положении дел отнюдь не гипотетически, констатирует: «В российской экономике сложилась ситуация, когда можно безбедно жить, оставаясь неконкурентоспособным. Именно для высокой конкурентоспособности и необходимы креативные люди. Ситуацию надо менять».
На днях авторы статьи побывали на Форуме: «Институты модернизации», где директор по инновационному развитию РОСНАНО Юрий Удальцов признал: без массовизации креативного класса невозможна модернизация. Данный факт очевиден и для высшего руководства: «России необходимо продолжать снижать зависимость от нефтегазовых доходов, перейти на инновационный путь развития экономики», а государственная политика должна строиться вокруг общенациональной задачи «создания 25 млн новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест». Цифра ярко коррелирует с 40 млн креативного класса США – с учетом временного лага в предстоящие 10–15 лет и нынешним численным превосходством американцев (их в 2,2 раза больше россиян).
Человек русской культуры – независимо от национальности – носитель высокой креативности, иначе не покорить было далей от Балтики до Берингова пролива, т.е. в стране имеется мощная ментальная база для Creative Class. Достаточно и креативных людей, которые выступят в роли каркаса, на котором этот класс сформируется.
Некоторые из них участвовали в наших круглых столах в Доме экономиста и в РСПП: режиссеры Николай Досталь, Павел Лунгин, Андрон Михалков-Кончаловский; ученые: Виктор Ивантер, Роберт Нигматулин, Николай Петраков, Гринберг, доктора наук Александр Аузан, Сергей Артоболевский, Евгений Гонтмахер, Лев Гудков, Сергей Гуриев, Михаил Делягин, Георгий Дерлугьян, Валерий Зубов, Сергей Кара-Мурза, Никита Кричевский, Алексей Малашенко, Булат Нигматулин, Юлий Нисневич, Сергей Обухов, Игорь Острецов, Эмиль Паин, Алексей Подберезкин, Леонид Поляков, Андрей Савельев, Василий Симчера, Сергей Черняховский, Игорь Чубайс, Игорь Яковенко и многие другие.
Добавим кандидатов наук и вовсе «неостепененных» публицистов, экономистов, писателей, политологов, социологов, членов Федсобрания, представителей министерств и вузов, бизнесменов.
Назовем и несколько истинных креаторов из наиболее модернизированной (и знакомой нам не понаслышке) отрасли – агропромышленного комплекса. Это Игорь Бабаев, Вадим Ванеев, Владимир Зотов, Виктор Линник, Сергей Попов, Айрат Хайруллин...
Наши спикеры нередко принадлежат к разным лагерям, прожженные либералы соседствуют с махровыми консерваторами. Но создавая экспертный пул, мы игнорируем идеологический фактор; наши критерии – острый ум (креативность), профессионализм и небезразличие к родной стране. А левый, центрист или правый; входящий во власть, приближенный к ней или от нее удаленный, – дело десятое. У нас нерукопожатна лишь политическая гопота.
Кстати, открывая упомянутый Форум «Институты модернизации», Александр Аузан сказал, что выборные страсти позади, политическая конфигурация понятна, пора наконец вернуться к теме модернизации, которую эти самые страсти заслоняли, начиная с осени 2011 года и скрывая коллективные комплексы неполноценности.
Только найдет ли призыв к модернизации отклик у площадных креативщиков?
Виктор Бирюков, Александр Черницкий
Публикации раздела: Обращения граждан