Обращения граждан
19.10.2011
Концентрационный лагерь
Коммунизм, социализм, принципы равенства и братства - все термины набившие оскомину, вызывающие отчуждение и скепсис покрылись пылью времени - мы в эпохе демократии, мы граждане своих независимых государств, мы те, кто обрели столь долгожданную свободу.
Постсоветское пространство – это территория бывшего Советского Союза, разделенная на множество независимых государств. Каждое государство, не смотря на общие границы с другими государствами, похоже на остров, потому как минуло большое количество лет, уходят в небытие люди создававшие СССР, выросло очередное поколение в традициях и менталитете нового государства, отличных от прежних устоев.
Большая цена была заплачена.
Но не дает покоя вопрос: - За что мы платили? И кому?
В начальных классах мы учили наизусть песню «С чего начинается Родина?» Матусовского. Ее слова я помню даже сейчас, хотя прошло почти тридцать лет.
Меня принимали в пионеры ветераны войны и труда.
Стройные ряды пионеров и комсомольцев, сверкающие ордена ветеранов, торжественная линейка во дворе школы, речь директора, посвященная столь знаменательному событию.
Был апрель, шел мелкий дождь, многие стояли под зонтами, но для меня это был самый светлый и красивый день в моей жизни.
Когда пришло время развала СССР, я был подростком.
Бог миловал меня - детство и юность провел в Молдове, брат хорошо устроился в Одессе, сам я на правах иностранного гражданина живу и работаю в России, иногда высылаю деньги в Кишинев.
В Петербурге частенько встречаю выходцев из Молдавии, нас многое объединяет, мы же земляки. Я сразу узнаю «своего» - по легкому акценту, а быть может, есть какая-то незримая аура, притягивающая внимание, позволяющая распознать в собеседнике жителя Молдовы.
Практически все граждане Молдовы, которых я встречаю в Петербурге, приезжают в Россию в качестве наемных рабочих. Они работают не покладая рук, получают мизерные оклады; отказывая себе во всем, откладывают деньги, чтобы прокормить свои семьи, оставшиеся в независимой Молдове.
Разрешение. Наши дни
Улица Красного Текстильщика. Январь. В три часа ночи особенно холодно. Поскольку метро не работает, часть ночи лучше просидеть в круглосуточном баре на Восстания, потом по Суворовскому проспекту дойти до искомого места и записаться в очередь.
Пятнадцать минут восьмого. До открытия остается почти два часа. В загоне, в январском холоде, колышется многонациональная толпа.
- Ты же русский, почему ты стоишь с нами? – интересуется у меня старый таджик.
- Я гражданин Молдовы и должен оформлять те же документы, что и вы, - отвечаю.
- Молдаванин? – допытывается таджик.
- Нет, русский.
- Разве в России нет льгот для русских, приехавших из стран СНГ? – допытывается неуемный собеседник.
- Россия – многонациональная страна, в ней все нации равны в плане получения документов.
- Но ты из Молдовы и приехал к себе на родину, для тебя нет льгот?
Отворачиваюсь в сторону и закуриваю.
Я вырос в русской семье в Молдове, моих предков партия послала в южный край СССР строить дома, практически все они похоронены в Кишиневе.
Из Молдовы я приехал в Россию в 2004 году. Не смотря на то, что я русский, не смотря на то, что в Ленобласти у меня проживают родственники, у меня нет никаких льгот для получения не только гражданства, но и даже вида на жительство.
Сам процесс оформления и продвижения документов на гражданство РФ займет много лет, в течение которых я вряд ли смогу работать по специальности, и вынужден буду жить на территории своей исторической родины с пластиковым разрешением на работу.
Работая на частного хозяина, без медицинской страховки, без прав, без прописки, без элементарного уважения окружающих меня россиян, из которых, кстати, не все грамотно и четко говорят по-русски, некоторые же – вообще не понимают русский язык…
Каждый, работавший в России человек знает, что такое просроченная регистрация, чем это чревато для бесправных и пресмыкающихся существ из стран СНГ.
Грозное слово – депортация означала крушение всех надежд, позор, потерю многих месяцев жизни, а главное, возвращение в голодную семью без денег, без надежды на будущее.
- Всегда держи в паспорте пятьсот рублей, - говорил мне петербургский друг, бывший житель Кагула, купивший себе зарубежный российский паспорт, и потому вызывавший острую зависть окружающих.
Мне пригодились его советы. Спасибо ему за это.
Девять утра. Заведение открылось, и теперь очередь медленно ползет к заветной двери.
В двенадцать дня я получаю то, зачем пришел – желтую пластиковую карточку.
Разрешение на работу в России.
Теперь я могу легально работать дворником, официантом, буфетчиком.
Я счастлив.
Выхожу из здания и вижу черную змею толпы, дрожащей на морозе в ожидании аудиенции со счастливым окошком, где они получат такой же пластик.
В каждой стране СНГ многонациональное общество. Это историческая составляющая.
Но, ни одна страна СНГ не развивает свою историческую культуру в полной мере, настолько, насколько это необходимо, как и не поддерживает национальные меньшинства, населяющие ее территорию. И в то же время, каждая страна создает странные и причудливые процедуры, препятствующие въезду и легализации даже представителям собственного культурного наследия.
А сейчас, люди, чьи деды проливали кровь вместе, бывшие пионеры и комсомольцы, чьи предки отстраивали Советский Союз и делились последней краюшкой хлеба, отплясывают чечетку на морозе в очереди за куском пластика.
Какое зло мы пробудили в девяностых годах?
СНГ. Разрушенные города, сотни тысяч гниющих в нищете и убожестве стариков, необразованные и циничные властители, губернаторы за решеткой, убийства политических деятелей, молодое поколение, которое только и думает об иммиграции за границу…
Кому это выгодно?
Разговариваю с хорошим другом, молдаванином Сергеем. Мы празднуем огромное событие в его жизни – он получил российский паспорт.
- Осталось еще сделать внутреннюю прописку, получить внутренний паспорт и я человек! – радостно потирая руки, говорит собеседник.
На столе мамалыга, домашнее вино, копченое сало – невиданная роскошь для Петербурга!
Продукты упаковали родители Сергея, живущие в селе Спея, в Приднестровье.
- И что будешь дальше делать? – уписывая яства, спрашиваю у счастливчика.
- Жить, буду жить как человек, - отвечает Сергей.
До сих пор он полулегально работал охранником в частной фирме, жил на настолько мизерную зарплату, что даже удивление вызывал сам факт его существования в Петербурге – одном из самых дорогих городов России.
- А на родину не планируешь вернуться? А вдруг в старости потянет?
- Сейчас не тянет. Устал я жить на копейки, без надежд заработать даже на машину, не говоря уж о квартире. Доживу до старости, а там посмотрим.
- А родителей не хочешь привезти сюда, в Питер?
- Они не хотят, у них в селе дом, предки похоронены, да и старые уже мама с папой.
Он говорит о распаде семьи, об утрате родины с таким равнодушием, что берет оторопь.
- Чему ты удивляешься? – глядя на меня, говорит Сергей. – Большинство наших батрачит за границей, и не только в России. И мало кто желает вернуться, ты сам об этом прекрасно знаешь. Что нам делать в Молдове? Она одинаково относится и к русским и к молдаванам – как свинья жрет своих детей…
Рядом с нами сидит Олег, напарник Сергея по работе.
Его родители из Подмосковья приехали работать врачами в Ташкент, где он и родился.
Приехав в Россию, Олег прошел через все муки миграционного законодательства.
- Когда я жил в Ташкенте, мне говорили: Ты русский, убирайся жить в Россию.
Я приехал в Россию, мне говорят: Ты узбек, у тебя узбекский паспорт, убирайся жить в Ташкент.
- Где, скажи, правда? Там я никому не нужен, здесь и подавно. Куда мне податься?
Все эти слова он говорит тихо и равнодушно.
Я прекрасно понимаю его.
Узбекский язык он знает плохо, в Ташкенте осталась старуха мать, которая не перенесет дорогу и жизнь в России, сам он - нелегал в Петербурге, вид на жительство получить ему практически нереально.
Все говорят о программе «Соотечественники», только едут по этой программе в Россию единицы. Не смотря на то, что России нужны миллионы соотечественников - переселяются только тысячи, потому как никому не хочется ехать - как по этапу в определенную область и искать себе работу.
- Если бы эта программа была бы достойной, многие бы уже были в России, только едут единицы – это правда. Почему?
- Правительство боится, что все приедут в Москву и в Петербург, так все и так туда едут, и вместо соотечественников или людей, так или иначе причастных к российской культуре, они получают выходцев из стран, которых и на карте нет. А русские в Россию не едут, они никому там не нужны, как и не нужны в странах, где проживают в нынешнее время.
- Тем же, кто уехал – наплевать как на свою историческую родину, так и на страну, принявшую мигранта. Столкнувшись с цинизмом и равнодушием, люди черствеют душой, основная задача – деньги.
- Всем на все наплевать, - продолжает беседу Олег.
- Посмотри, фестиваль «Алые Паруса» в Санкт-Петербурге открывает российский певец. Перед выпускниками российских школ он поет песни на …английском языке.
Русский язык уже не в моде?
- Я давно разучился читать, смотреть телевизор. Если раньше привычная всем попса и дешевизна носила агрессивный характер, теперь даже она выглядит уныло.
Удивляться нечему, смотреть нечего, учиться у жизни нечему. Просто ферма, где мы стадо – без идеологии, без любви к Родине, без творчества и надежд на лучшее.
В центре прессы – порнозвезды и наркотики, одни и те же ведущие…
Штамповка сознания, чипирование творчества, отлив формы для патриотичности.
- Я знавал одну таджичку, она нелегально работала в питерском ресторане уборщицей.
Работала без выходных, не покладая рук. У нее не было регистрации, разрешения на работу, поэтому хозяин азербайджанец каждый вечер выдавал ей нищенскую зарплату – кто знает, может быть ее в любой момент остановит милиционер и депортируют..
Так вот, эту зарплату она прятала в носок, в других местах милиция найдет.
Представляешь, все деньги, что она отправила домой – прошли через ее носки. Смешно, правда?
Сергей говорит:
- Постоянно читаю новости миграционного законодательства. Недавно слышал речь одного из видных деятелей, он говорил о том, что приезжие мигранты не должны ущемлять интересы россиян. Как же так? Если Россия – многонациональная страна, значит россияне
– это просто привилегированная раса, приезжают в Россию – молдаване, русские, украинцы. В России живут – русские, украинцы, молдаване.
У всех – общие корни, все, практически, рождены в СССР. Что же такое происходит?
- Если страны СНГ не могут прокормить своих граждан – почему правительство честно не признается в этом факте? Тогда пусть поспособствуют облегчению оформления документов с более богатыми государствами – люди хоть на стороне заработают – без унижений.
- Если России нужны рабочие руки – зачем ставить на колени потомков тех, кто эту же Россию поднимал? Помимо того, что русский народ был старшим братом, многим республикам он помог подняться из руин, нужно понимать и принимать тот факт, что на фронтах, стройках, в концлагерях России – в земле лежат тонны костей, костей многонационального происхождения. Понимают ли это россияне? Многие, даже те, кто имеют родственников в странах СНГ – Молдове, Украине, Казахстане, относятся к приезжим их этих стран как напасти, не видят в них человеческое достоинство. Приезжие платят тем же…
Вновь вступает в беседу Олег:
- Знаешь, даже если будет война, я не пойду воевать, за кого мне воевать? За Россию? За Узбекистан? Почему в каждой стране Европы, утро начинается с гимна и созерцания государственного флага?
- Мы же из одной страны – СССР, зачем ставить друг друга на колени?
Население России сокращается, но при этом все приезжие проходят сквозь нестерпимые унижения очередей, таможни – сквозь миграционный концлагерь, только потому, что они граждане другого, более нищего государства.
- В стране, которая боролась с фашизмом – скинхеды режут таджиков как животных.
- Если не нужны рабочие руки - запретите въезд, но не унижайте!
- Если мне выпадет счастливый шанс уехать в США, в Европу - я даже и минутки раздумывать не буду.
- В каждой республике бывшего СССР жило многонациональное общество.
Союз развалился, люди, понятно, начали делить не только богатства, что породило невиданную волну циничного и кровавого передела – жилищного, политического, ментовского, бандитского, но и делили свое независимое государство по принципам, которые вызывают сейчас лишь усмешку – по происхождению.
Ты приезжий – убирайся на историческую родину.
Только на исторической родине – живет такое же многонациональное общество, и ему глубоко наплевать на таких как я неудачников…
Он просит меня рассказать о Молдове. Говорить о русском мире Молдовы больно, трудно. В Кишиневе проживают 25 процентов русскоязычных, которые не получают и малой толики своей культуры не только от правительства Молдовы, но и от России?
А если что-то культурное и происходит, то только на средства физических лиц.
Нет, конечно, бывают акции, вливания и от российских представительств, но настолько все порционно и мизерно отмеряно, что вызывает скорее слезы, нежели уважение.
Культурный паек от бывшей Родины.
Которая примет тебя на таких основаниях, что ты много раз пожалеешь о своем решении, пока у тебя наладится жизнь.
Достаточно постоять в очереди на РВП…
Да и какое уважение русские, как нация могут вызвать в Молдове, если в самой России они никому не нужны, и вынуждены наравне со всеми мыкать миграционное ярмо в бесконечных унизительных очередях?
Если многие молдаване прошли все ужасы бесправности и беззащитности на стройках Москвы и Питера…
- Помню, как я стоял в Москве на улице и плакал, - говорит Сергей.
- Я отработал шесть месяцев на частной стройке, и мне не заплатили ни копейки. В отделе кадров фирмы смеются, говорят – иди, жалуйся! Хорошо, что паспорт вернули. Денег нет, регистрация прострочена, дома родители вещи продавали, чтобы я вернулся. Никогда не забуду…
- Хотя, наплевать уже…
Мы расходимся, каждый по своей эмигрантской нише: ребята работать охранниками, я к себе, в арабскую частную организацию, которая их года в год помогает оформлять мне документы, позволяющие жить в России.
Напряженно вглядываюсь в Будущее.
Все заслоняют облака неопределенности. Мир, существовавший для меня ранее в виде единого целого огромного пространства, пронизанного общей, хоть и смешной идеологией раздробился на ряд государств, для которых независимость определяется возможностью заработать на жизнь трудом за рубежом или бесконечными кредитами.
Мир, где понятия: Родина, патриотизм, равенство и братство были не хрестоматийными, не энциклопедическими, канул в прошлое.
Ряд островов плывет в океане Грядущего.
Имена им – Молдова, Белоруссия, Украина, Россия, Узбекистан. Все они обломки великого и славного континента - СССР, где каждая пядь земли была полита кровью великих и славных воинов, защищавших свои идеалы, свое отечество.
Иным островитянам, в поисках лучшей доли, удается доплыть сквозь ураганы и бесчисленные стаи акул к соседнему, более богатому острову, быть может, эти счастливчики останутся на нем навсегда.
И быть может, некоторые из них, иногда, в ясную погоду смогут увидеть на горизонте очертания прекрасного и сказочного острова детства – Родину…
P.S. У термина «концентрационный лагерь», помимо привычного, есть и другие исторические значения: в 1904—1914 годах, когда поток въезжающих в Новый Свет составлял порядка 5000 человек в день, «концентрационными лагерями» именовались в США лагеря для временного размещения иммигрантов.
Денис Башкиров
Публикации раздела: Обращения граждан