Главная В избранное    

Национальная Ассамблея Российской Федерации
Об Ассамблее
Список депутатов
Структура Ассамблеи
Первая сессия
Регламенты
Обращения граждан
Новости
Депутатская трибуна
Решения НА
Подготовка Конституции
Голосования Ассамблеи
Конференции
Общественные слушания
Круглые столы
Наши партнеры
Объединенный гражданский фронт Объединенное российское демократическое движение "Солидарность" На самом деле
Депутатская трибуна

05.06.2012
Непропорциональная сила

Полемика между власть и оппозицией, а также внутри оппозиции внешне выглядит, как напряженная дискуссию по отношению к соотношению (хороший каламбур получился) между методами законными (т.е. записанными в нормативно-правовых актах) и правовыми (т.е. гарантированными конституцией, международными актами и консенсусным пониманием людьми западной цивилизации «естественных прав человека») средствами. Причем последнее - очень важно. Все цивилизации Земли, ведущие свою философскую традицию от Эллады, знают, что люди обладают набором неотъемлемых прав. К их числу относятся: право на национальную независимость; право свержения тирании; право объединяться для защиты своих публичных интересов и право иметь своих представителей во власти для обсуждения законов.

Эти права и древнее, и фундаментальней, чем даже такие краеугольные либеральные права, как свобода совести или свобода интеллектуальной дискуссии. Например, эллины иногда соглашались с необходимостью казнить «святотатца» Сократа, но «не понимали» разгона Народного собрания. В Испании, среди костров инквизиции, разгон Кортесов был непредставим.

Скажем, современные правители очень любят говорить о неприкосновенности границ. Однако в мире, где за 67 лет число членов ООН увеличилось в четыре раза, причем, именно за счет территорий государств-учредителей, территориальная цельность совершенно не выглядит сакральной. Столь же относительны претензии правителей-деспотов править, поскольку, де, они находятся у власти «законно» - с точки зрения их понимания законов. Национально-освободительная борьба и тираноборчество полностью соответствуют западной традиции права, хотя их реализация неминуемо нарушает массу писаных норм.

К сожалению, в нашей стране очень плохо осознанно одно из ключевых понятий в политических решениях Европейского суда по правам человека – «баланс интересов в демократическом обществе». Иногда властям приходится за день согласовывать миллионную манифестацию в центре столичного мегаполиса. Но ни одна самая демократическая власть не готова согласовать и крошечный пикет – вдоль «зебры» центральной улицы в час пик. Путинский правоконсервативный режим притворяется, что главная его забота – защита права зевак слоняться по тротуарам без риска столкнуться с демонстрантами.

На этом понимании и основаны все судебные решения по спорам о несогласовании пикет и митингов. Власти притворяются этакими законническими абсолютистами и называют неповиновение себе «правовым нигилизмом», хотя на самом деле это – «циркулярный нигилизм». «Правовой нигилизм» как раз присущ властям с их запретами и разгонами.

«Циркулярный абсолютизм» власти обеспечивается административными и судебными решениями, которые – в смысле разрешений и запретов - постоянно противоречат друг другу. Можно освободить от согласований 30-тысячное мероприятие во славу власти, но запретить пикет на 20 человек, как создающий «опасную для жизни давку». Поскольку в России нет гражданского общества, то нет и гражданской репутации, испортив которую, человек сталкивается не только с нападками в прессе, но и с потерей неформального статуса в профессиональной корпорации.

Вызывающий цинизм власти, её лукавое крючкотворство, достойное адвокатских ухищрений на бракоразводном процессе, закономерно вызывает реакцию в виде «конституционного абсолютизма» радикальной оппозиции, когда призывается вообще игнорировать любые инфраструктурные проблемы мегаполиса при проведении демонстраций или отрицается голосование по партийным спискам на том основании, что в конституции ничего не говорится о таком голосовании. В зазор между двумя этими «абсолютизмами» и попала знаменитая «Стратегия-31», ставшая генеральной репетицией нынешнего протестного подъема. Подъем «Стратегии-31» был вызван издевательством московских и питерских властей, готовых на любые политические и репутационные издержки, чтобы не пускать демонстрантов на Триумфальную площадь и Гостиному двору.

Общество разъярилось, столкнувшись с издевательской дискриминацией. В результате «конституционный абсолютизм» стал неофициальной программой движения. Однако, когда осенью 2010 года стало ясно, что «Стратегия-31» - это эксперимент по приучению либералов к автозакам, начался острый кризис. Это кризис был снят в тот момент, когда стало ясно, что «Стратегия-31» - это не движение под священным лозунгом 60-х «соблюдайте вашу конституцию», а «дни гнева и отваги», демонстрация презрения к путинскому режиму.

Если попытаться встать на объективную позицию (что в условиях революционного кризиса невозможно), то процесс согласования интересов возможен именно путём поиска «демократического баланса». Между метрополией и национальной провинцией, между стабильностью городской жизни и потребности выразить публичный протест, между стремлением к демократии и естественным правом обывателя на порядок. В России ещё нет понимания, что никакое право не абсолютно. Например, демократия – это не «неограниченный абсолютизм» народовластия. А иногда люди имеют право даже перегораживать улицы и драться с полицией, и любимая либералами формула о государственной монополии на легитимное насилие не всегда правомерна. Чтобы не погружаться в сравнение между вечным позором Германии - «парламентарием» Третьего Рейха, строго по регламенту принимающего Нюрнбергские «расовые законы» и действиями вечной славы Германии - полковника фон Штауфенберга, между прочим, говоря языком отечественной юстиции совершившего попытку массового убийства общественно опасным способом по мотивам политической и идеологической вражды.

Давайте вспомним, что последними Героями Советского Союза стали боевики, напавшие на патруль вооруженных сил Советской Армии, выполняющий задание по обеспечению режима комендантского часа.

Власти нам обожают тыкать в нос суровость западных законов о беспорядках. Но каждый закон создан для применения права в конкретной социально-исторической обстановке. У нас нет традиции погромных действий тысяч радикальных демонстрантов. Против которых и приняты новые западные законы о запрете масок, драконовские кары за беспорядки. У нас маски носят преимущественно левые активисты и не для того, чтобы инкогнито бить витрины банков и магазинов, а чтобы не стать жертвой неонацистов, зачастую поощряемых спецслужбами. Реально наши протестующие верхней планкой своих желаний имеют всего лишь возможность очень периодически занимать улицы и площади в пропорции 1/20, много 1/10, от тех помех, которые создают горожанам нескончаемые велопробеги, казённые празднества или величественные проезды кортежей. На Западе есть суды, одергивающие ретивость полиции, и есть гражданское общество, буквально убивающее презрением политиков, чиновников или судей, нарушающих правовые принципы, во имя «закона и порядка»

После эпического 6 мая в либеральных кругах идёт латентная дискуссия о праве на силовое сопротивление. Речь не идёт о праве на личную самозащиту, здесь каждый понимает правоту тех, кто отбивается от садистов или спасает избиваемых пожилых людей, женщин, подростков. Проблема в праве на коллективную самозащиту. И здесь очень важен «страсбургский баланс» между защитой законности и традиционным правом на восстание. Например, я полагаю недопустимым четыре вида действий: проявлять инициативу в насилии (т.е. идти на акцию, заранее рассматривая её как предлог для нападения); применять непропорциональную силу (убивающее и калечащее оружие, зажигательные смеси), терзать беспомощных противников (топтать упавших, пускать им газ в глаза и проч.) и использовать не участвующих в схватке людей в виде живого щита.

Мировая правовая традиция не отрицает гражданского конфликта, но мировая гуманитарная традиция и тут вводит свои запреты на «военные» преступления.

Евгений Ихлов

Публикации раздела: Депутатская трибуна

 - К проекту Конституции “Прямой демократии”
 - КОНСТИТУЦИЯ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
30.05.2014 - Мудрая старшая сестра
06.05.2014 - Мертворожденные дети Абая
08.04.2014 - О ситауции на Украине.

К проекту Конституции “Прямой демократии”
Комментарий и предложения о поправках от депутата НА Вадима Кирюхина.
30.05.2014
Разбитые окна
Глобализация и постглобализация: человечество переживает кризис социокосмоса
04.04.2014
Манифест Диалектической партии
Дмитрий Мисюров о теории разрешения противоречий между Востоком и Западом.
29.12.2013
Образование элиты
Александр Неклесса о нематериальных активах нации.
29.12.2013
Воспоминание о будущем
Фото с сайта www.kommersant.ruСергей Черняховский предлагает спасти страну и построить коммунизм.
28.12.2013
Поедим напоследок
Фото из ЖЖ ЯшинаИван Стариков: Сколько исторического времени осталось России?
11.12.2013
Под флагом «евроинтеграции»
Сергей Черняховский: "Те, кто сносил памятник Ленину в Киеве, – варвары почище талибов".
29.11.2013
Повторение пройденного
Игорь Эйдман об очереди за "конфетами" власти и привилегий.
16.11.2013
Мифотворчество
Игорь Эйдман о крепкой связи между силовиками и олигархами.
16.11.2013
Фантастический мир
Евгений Ихлов о перспективе смены путинизма «народным» режимом.
12.11.2013
Деградация и крах российской интеллигенции
Игорь Эйдман об интеллектуальной коррупции.
07.11.2013
Поклонникам сильной руки
Андрей Пионтковский о рецепте лечения государственного фашизма.
29.10.2013
Сон евразийства
Алексей Лапшин: В мировую историю Россия вошла, как самоотверженный борец за справедливость.
© Национальная Ассамблея 2008. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.nationalassembly.info, ссылка на источник обязательна.
Бизнес-материалы